Устав школы и учредительные документы
В наше время, чтобы войти в существующую систему образования, необходимо полностью соответствовать ее представлениям. На сегодня, данная форма получения образования в общеобразовательной школе реально выполняет только одну функцию (по Братченко С.Л.): поступление в ВУЗ. И стоит ли для этого проводить ребенка через узкие коридоры старых учебников?
Нами было решено: не воевать с системой, не трогать ее вообще, просто пойти своим путем. Данный путь уже намечен и апробирован именитыми педагогами.
Частная школа «Ясная Поляна» как автономная некоммерческая организация
В Законе Российской Федерации «Об образовании» существует весьма прогрессивная статья 48 «Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность»; согласно ей индивидуальная трудовая педагогическая деятельность предпринимателей без образования юридического лица не лицензируется. Естественно, она не подпадает и под действие таких документов, как, например, СанПиН 2.4.2.1178–02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» или Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
Все это дает возможность рассмотреть следующую организационно-финансовую модель школы «Ясная Поляна» (далее Школа).
Руководители студий и учителя Школы регистрируются как индивидуальные предприниматели без образования юридического лица; именно они являются субъектами оказания образовательных услуг. Индивидуальные предприниматели работают по договорам с автономной некоммерческой организацией, являющейся юридическим лицом, но не оказывающей образовательных услуг. Эта автономная некоммерческая организация и называется АНО Частная школа «Ясная Поляна» (Школа) и создается для содействия учителям и руководителям студий в их образовательной деятельности.
В проекте устава Школы предусмотрена еще возможность оказания образовательных услуг потребителям не только индивидуальными предпринимателями, но и сторонними образовательными организациями (имеющими, естественно, лицензию на образовательную деятельность); эти организации также работают по договорам со Школой. Такую возможность разумно предусмотреть для «расширения ассортимента» студий, особенно оказывающих услуги взрослому населению: такие студии (языковые, обучения автоделу и пр.) могут в помещениях школы-парка организовываться сторонними образовательными организациями.
Для краткости далее индивидуальные предприниматели и сторонние образовательные организации, работающие по договорам со Школой и организующие в ее помещениях классы или студии, будут именоваться «Исполнители».
Школа в форме автономной некоммерческой организации, не являясь субъектом оказания образовательных услуг, не требует и получения лицензии на образовательную деятельность. Она осуществляет лишь следующие виды деятельности:
- Приобретает в собственность, арендует или получает в пользование здания, сооружения, мебель и оборудование; заключает договоры на их содержание, техническое обслуживание и охрану.
- Организует культурные, развлекательные, спортивные и иные массовые мероприятия для учащихся.
- Производит информационно-методическое, библиотечное обслуживание и медицинское обслуживание учащихся; организует их питание.
Таким образом, в полной мере реализуется модель, в которой Школа - это инфраструктура, обеспечивающая деятельность юридически и финансово самостоятельных студий и классов.
При этом договоры об оказании образовательных услуг с Исполнителями могут заключаться законными представителями учащихся как напрямую с ними, так и, что представляется более разумным, со Школой, которая в этом случае будет выступать в качестве поверенного законных представителей учащихся по безвозмездным договорам поручения (ст. 971–979 Гражданского кодекса РФ).
Итоговая аттестация и выдача документов об образовании
КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД (ПРОТОКОЛ N 1, ст. 2)
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНОГО ЭКСТЕРНАТА
Естественно, спрос на услуги Школы (и работающих по договорам с ней Исполнителей) только тогда будет сколько-нибудь значительным, когда ее ученики смогут получить аттестат об образовании государственного образца. Для реализации такой возможности есть три способа (описанных ниже в порядке возрастания их «привлекательности»).
1. Все учащиеся постоянного состава Школы «продолжают числиться» в своих прежних образовательных учреждениях в статусе экстернов; там же они проходят промежуточную (согласно действующему положению об экстернате — однократно) и итоговую аттестации и получают документы об образовании государственного образца.
2. Заключается договор с одним из муниципальных общеобразовательных учреждений, в которое все учащиеся постоянного состава Школы переходят в статусе экстернов; в нем они проходят промежуточную и итоговую аттестации и получают документы об образовании государственного образца.
3. Создается специальное муниципальное общеобразовательное учреждение, занимающееся промежуточной и итоговой аттестацией экстернов (и ничем другим); для деятельности такого учреждения фактически не требуется ни помещений (кроме небольшой комнаты для сотрудников в помещении Школы), ни оборудования, в связи с чем сильно упрощается процедура его лицензирования.
Во всех этих моделях важно то, что в соответствии с нормами федерального законодательства учащиеся-экстерны имеют право на получение из средств муниципального бюджета денежные средства, являющиеся компенсацией затрат на обучение в форме экстерната. Парк-школа по упомянутым выше договорам поручения сможет получать эти денежные средства и перечислять их Исполнителям, снижая плату за обучение для учащихся.
Нормативная законодательная база
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧАСТЬ ВТОРАЯ
О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ОКВЭД
КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 10 ИЮЛЯ 1992 Г. N 3266-1 "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" А.В. КИРИЛИН
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МИНИМУМЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
ВОПРОСЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ