Обещания, ответственность, культура и уборка, или творческий подход в окультуривании?

Однажды, пошел на собеседование, была вакантная должность HR-директора. В ожидании приема, я ходил по коридору, и на входной двери увидел табличку: «Выключайте компьютеры, закрывайте окна! Штраф 10’000 руб.».

Тогда, смотря на эту табличку, я ухмыльнулся. При средней зарплате по городу в 12’000 рублей, здесь штрафуют на 10’000? Я засомневался. С улицы зашла девушка, я догадался, что она тоже на должность HR-директора. Она тоже оглянулась, увидела табличку о 10 тысячах и, как и я, ухмыльнулась.

Потом, когда я общался с президентом компании, я спросил его – а что за табличка и почему 10’000? На что получил ответ – чтобы напугать.

Здесь управление допустило несколько ошибок. Во-первых – слишком большой размер штрафа. Если дело дойдет до штрафных санкций, работник просто уволится из-за этого, или получит в штате ярого подпольного саботажника-контрабандиста. Этот человек, считая такое наказание несправедливым, просто будет отыгрывать взятый штраф – или воровством, или работой спустя рукава. Плюсом ко всему будет постоянным источником негативного настроя внутри коллектива. Во-вторых, вопрос разграничения ответственности. Необходимо четко определить, кто, за что несет ответственность, ибо окно, кондиционер, свет – это общее имущество, и здесь надо ясно и четко определиться с процедурой штрафа.

А теперь перейдем к школе. Дети не имеют определенных понятий, в них нет определенной шоры, они еще будут вертеть головами, их еще не оседлало общество. И как здесь быть, если даже в обществе взрослых людей, образованных специалистов, коллег и профессионалов – не работают правила, если нарушить или не обозначить некоторые моменты?

С детьми надо быть более внимательными. Давайте эти моменты и рассмотрим, одновременно с этим, сделать это нужно так, чтобы это не превратилось в подавление ребенка в любом проявлении.

Итак, первое правило – сказал-сделал. Это значит – ничего не обещай и не угрожай в пылу страстей! Наказание, или правило можно обозначить только находясь в трезвом уме. Необходимо установить правило, и относительно его нарушения – наказание. И это наказание должно быть выполнимо и соразмерно нарушению правила.

Если, все таки получилось так, что вы сгоряча наговорили лишнего – остается один вариант – извиниться. Если ситуацию постараться замять, затереть в суете – вы будете претендовать на неуважение учащихся.

Далее коснемся культуры и уборки. Ребенок как таковой имеет с рождения эгоистическую позицию. Ребенок родился. Сперва ему меняют подгузники и пеленки, вытирают попу, дают титьку по первому крику, балуют и дарят свое внимание по первой улыбке и без нее.

В дальнейшем, приходят другие времена, вдруг надо проситься на горшок, потом и попу себе самому надо подтирать, а в дальнейшем даже крик не становится гарантией появления титьки во рту. С такими ущемлениями прав врятли кто-то согласится. Представьте, что вас на работе лишили премии, при этом управление ссылается на то, что вы уже повзрослели. Поэтому, подобные процессы всегда идут с боем. Как вариант – предупреждать заранее, показывать пример – готовить. Но не будем уходить от темы. Итак, подходим к тому, что понимание чистоты в уме ребенка есть как само собой разумеющееся. Ребенок видит, как моют полы другие, и он не догадывается о трудностях, о том, что чистоту надо соблюдать, и даже о том – как ее можно соблюдать. Там просто пусто.

Естественно, некоторые родители скажут – я плачУ…(государство платит…) за уборку… они и должны убирать, но здесь речь о развитии ребенка, а не о фонде заработной платы и как он распределяется.

В момент, когда ребенок начинает убирать свою комнату, свой класс, он осознает, что это весьма трудоемко. Он находит ранее им же выброшенные бумажки, прилепленные жвачки, рисунки на партах и т.д. И все это ребенок имеет возможность увидеть с другой стороны – там, где это уже не весело. И, одновременно с этим, в той же уборке, ребенок начинает понимать, что такое чистота, как это хорошо, когда чисто, и как радостно на душе, что именно он навел эту чистоту. И это уже небольшой мостик к искусству и культуре.

Идем далее. Как же выйти на созидательный процесс и на культуру, на искусство? Немного отвлечемся – истинная уверенность, и чувство собственного достоинства рождается из процесса созидания. Ни оценка в тетради, ни похвала учителя не есть истинное формирование уверенности и здравого чувства собственного достоинства. Это чаще рождает социальную ориентацию.

Итак, созидание как таковое и есть наша задача, а точнее задача обучения и созидания. Надо понимать еще один момент, что в этой жизни важное значение имеет сам труд. Именно в труде, когда ребенок своими руками создает, он понимает, что он может, он обучается видеть гармонию и красоту, в том, что он делает.

И даже если никчемные языки скажут такому ребенку, что он ничего не может – он вспомнит всё то, что он создал своими руками, ухмыльнется и пойдет творить и трудиться дальше.

Koshevaroff © 2012

Hosted by uCoz