Вводная по математике

Как то незаметно втянулся в процесс обучения азам математики. Дочери 6 лет, жена купила ей какую-то тетрадь для счета. Они решают, я слушаю, чувствую – что-то не так в этой тетради. Вспомнил Михаила Щетинина "Объять необъятное: Записки педагога" , вспомнил Николая Курдюмова "Педагогическая опупема" и решил накидать примеров для решения. А по тому, как и что дочь решает, сразу понял – где у ребенка пробелы. И интересно то, что ребенку то еще 6 лет и нагрузки по школьной программе еще нет.

А если представить, что вот какой-то пробел останется, ведь его потом и не найти, а он, как кость в горле – не будет давать быстро и качественно решать примеры, уже более сложные, но в составе которых будут элементы с пробелами. Это и понятно, и родителям важно это выявить… Об этом чуть позже.

Вспомнился один момент при отборе в армии. Дается задание – необходимо рассчитать примеры в уме и написать ответ. Каждый последующий пример сложнее. Между партами ходит офицер и, подойдя то к одному, то к другому говорит им покинуть кабинет – тест не пройден. С виду это смотрится очень странно, но на самом деле офицер слушает – кто начинает шептать – т.е. считать вслух – и с тем солдатом прощается – тест не прошел. Все очень просто – солдат перешел на более ранее поведение – считает вслух. А это примеры на счет, и не более. Сейчас даже в наших головах сидят такие непроработанные вещи. Вот к примеру, 2*2 мы точно знаем и без запинки =4, а вот 13-7 уже даст небольшое замедление в ответе, а 24-19 даст еще большее замедление при расчете. А это навык счета.

Нам кажется, что хороший счет в уме – удел гениев, а на самом деле – обычный навык. И об этом навыке мы и поговорим.

Итак, счет – это навык, который необходимо просто наработать. Школьники в школе Щетинина соревнуются со студентами с МГУ им. Ломоносова, и, как не странно, побеждают. Разница в возрасте составляет до 10 лет!

Итак, навык – как его формировать – постоянной тренировкой, а точнее, отработкой до автоматизма. И это не все. Не все так просто. Есть один маленький и существенный момент.

Навык необходимо отрабатывать последовательно, без пропусков, и минимальными частями. Как это понимать? Это значит, что мы выискиваем самый элементарный навык и его отрабатываем и идем дальше.

В счете можно выделить такие навыки: простой счет в пределах первого десятка . Это значит, что первый навык – счет простых чисел, сумма которых не будет превышать 9. Далее, счет простых чисел, которые будут давать в сумме 10 , далее по нарастающей, обязательно отработать переход при сложении чисел первого порядка на переход суммы до 20-ти. Ибо это особенный счет, там и у чисел есть свои имена, которые образуются не как имена чисел после 20-ти. А значит – это еще один навык.

Вот в принципе и вся соль. Ссылки на книги Курдюмова и Щетинина я дал, дам еще ссылки на методические материалы и примеры: сумма до десяти , сумма в десять , вычитание до десяти , деление до десяти , умножение до десяти . Остальные примеры вы можете сделать по аналогии.

PS Как узнать, где у ребенка пробел? Дайте своему ребенку выше предложенные опорные материалы. Посмотрите, на каких примерах или листах ребенку требуется больше времени для решения, или ребенок начинает шептать, загибать пальцы или долго вспоминать. Это и будет его пробел. Что делать? Подготовить дополнительные материалы по выявленным пробелам.

Скачать 70 опорных карт для наработки счета в уме: сложения, вычитания, деления и умножения (+ 2 книги)

Посмотреть другие методические работы

Koshevaroff © 2012

Hosted by uCoz