НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ НАСИЛИЕМ ТАК ЖЕ ВАЖНО В ПРИМЕНЕНИИ К ОБЩЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ, КАК И В ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ
Люди хотят оставаться такими плохими, какие были, и хотят, чтобы вся жизнь в то же время была лучше.
Мы не знаем, не можем знать, в чем состоит общее благо, но твердо знаем, что достижение этого общего блага возможно только при исполнении каждым не того закона, который устанавливают люди, а того вечного закона добра, который открыт каждому человеку и в мудрости людской и в его сердце.
Часто люди, не соглашаясь с учением Христа в его настоящем смысле, не соглашаясь с воздаянием добром за зло, говорят, что если принять это учение, то разрушится весь привычный порядок жизни, и что поэтому учение это нельзя принять. А между тем учение Христа и есть именно такое учение, которое должно разрушить дурное устройство нашей жизни. Оно затем и проповедано миру, чтобы разрушить старый дурной порядок и установить на его место новый, хороший.
Говорят, что нельзя не воздавать злом за зло, потому что если не делать этого, то злые завладеют добрыми. Я думаю, что совсем напротив: только тогда злые завладеют добрыми, когда люди будут думать, что позволено воздавать злом за зло, как это и есть теперь во всех христианских народах. Злые теперь завладели добрыми именно потому, что всем внушено, что не только позволено, но и полезно делать зло людям.
Говорят: перестань наказанием угрожать злым, разрушится существующий порядок, - и все погибнет. Сказать это, все равно, что сказать: растает река, - и все погибнет. Нет, подойдут корабли, начнется настоящая жизнь.
Говоря о христианском учении, ученые писатели обыкновенно делают вид,
что вопрос о том, что христианство в его истинном смысле неприложимо, уже
давным-давно окончательно решен. "Нечего заниматься мечтами, надо заниматься
настоящими делами. Надо изменить отношение капитала и труда, организовать
труд, земельную собственность, открывать рынки, учреждать колонии для
размещения населения, надо учредить отношение церкви и государства, надо
составлять союзы и обеспечивать безопасность государств, строить корабли,
крепости, собирать, обучать войска, приготовлять средства защиты для
поддержания своего и народного достоинства и т. п.
Надо заниматься серьезными, стоящими внимания и забот людей вопросами,
а не мечтами о таком устройстве мира, в котором люди подставляли бы другую
щеку, когда их бьют по одной, отдавали бы кафтан, когда с них снимают
рубаху, и жили бы, как птицы небесные, - все это пустая болтовня", - говорят
люди, не замечая того, что корень всех каких бы то ни было вопросов именно в
том самом, что они называют пустой болтовней.
А корень всех вопросов в том, что люди считают пустой болтовней, потому
что все эти вопросы, от вопроса борьбы капитала и труда до вопроса
народностей и отношений церкви и государства, все это вопросы о том, есть ли
случаи, когда человек может и должен делать зло ближнему, или случаев таких
нет и не может быть для разумного человека.
Так что, в сущности, все эти считающиеся столь важными вопросы - все
сводятся к одному: разумно или неразумно и потому нужно ли или не нужно
воздавать злом за зло? Было время, когда люди могли не понимать и
действительно не понимали значения этого вопроса, но ряд страшных страданий,
среди которых живет теперь человечество, привел людей к сознанию
необходимости на деле решения вопроса. Вопрос же определенно решен 1900 лет
назад учением Христа. И потому нельзя уже в наше время делать вид, что мы не
знаем этого вопроса и не знаем его решения.