СУЕВЕРИЕ ПАТРИОТИЗМА
Глупо, когда один человек считает себя лучше других людей; но еще глупее, когда целый народ считает себя лучше других народов. А каждый народ, большинство каждого народа, живет в этом ужасном, глупом и зловредном суеверии.
Проповедовать в наше время всемирного общения народов любовь к одному своему народу и готовность к нападению на другой народ или к ограждению себя войною от нападения в наше время почти что то же, что проповедовать деревенским жителям исключительную любовь к своей деревне и в каждой деревне собирать войска и строить крепости. Особенная любовь к своему народу прежде соединяла людей, в наше же время, когда люди уже соединены путями сообщения, торговлей, промышленностью, наукой, искусством, а главное, нравственным сознанием, такая особенная любовь к своему народу не соединяет, а разъединяет людей.
Если в старину, когда каждый народ подчинялся одной неограниченной власти своего верховного обоготворяемого владыки и представлялся сам себе как бы островом среди постоянно стремящегося залить его океана, если тогда патриотизм и имел смысл и представлялся добрым делом, то в наше время, когда пережитое уже народами чувство требует от людей прямо противоположного тому, чего требует их разум, нравственное чувство, религия - признания равенства и братства всех людей, патриотизм не может представляться не чем иным, как только самым грубым суеверием.
Хорошо было еврею, греку, римлянину не только отстаивать независимость своего народа убийством, но и убийством же подчинять себе другие народы, когда он твердо верил тому, что его народ один настоящий, хороший, добрый, любимый Богом народ, а все остальные - филистимляне, варвары. Могли верить еще в это и люди средневековые, могли верить недавно, еще в конце прошлого столетия и в самом начале нынешнего столетия. Но мы, сколько бы ни раздразнивали нас, мы уже не можем верить в это, и суеверие это для людей нашего времени так нелепо, что жить, не освободившись от него, стало невозможно.
Человек, понимающий смысл и назначение жизни, не может не чувствовать
свое равенство и братство с людьми не одного своего, но и всех народов.
Не раз видел я под Севастополем, когда во время перемирия сходились
солдаты русские и французские, как они, не понимая слов друг друга, все-таки
дружески, братски улыбались, делая знаки, похлопывая друг друга по плечу или
брюху. Насколько люди эти были выше тех людей, которые устраивали войны и во
время войны прекращали перемирие и, внушая добрым людям, что они не братья,
а враждебные члены разных народов, опять заставляли их убивать друг друга.
Всякий человек, прежде чем быть австрийцем, сербом, турком, китайцем, человек, то есть разумное, любящее существо, призвание которого никак не в том, чтобы соблюдать или разрушать сербское, турецкое, китайское, русское государство, а только в одном: в исполнении своего человеческого назначения в тот короткий срок, который предназначено ему прожить в этом мире. А назначение это одно и очень определенное: любить всех людей.
Ребенок встречает другого ребенка, какого бы он ни был сословия, веры и народности, одинаково доброжелательной, выражающей радость, улыбкой. Взрослый же человек, который должен бы быть разумнее ребенка, прежде чем сойтись с человеком, уже соображает, какого сословия, веры, народа тот человек, и, смотря по сословию, вере, народности, так или иначе обходится с ним. Недаром говорил Христос: будьте как дети.
Христос открыл людям то, что разделение между своими и чужими народами
есть обман и зло. И, познав это, христианин уже не может иметь чувство
недоброжелательства к чужим народам, не может оправдывать, как он прежде
делал, жестокие поступки против чужих народов тем, что другие народы хуже
его народа. Христианин не может не знать того, что разделение его с другими
народами есть зло, что разделение - это соблазн, и потому не может уже, как
он делал это прежде, сознательно служить этому соблазну.
Христианин не может не знать, что благо его связано с благом людей не
одного его народа, а с благом всех людей мира; он знает, что единство его со
всеми людьми мира не может быть нарушено чертою границы и распоряжениями
правительств о принадлежности его к такому или другому народу. Он знает, что
все люди везде братья и потому все равны.
И, понимая это, христианин не может не изменить все свое отношение к
другим народам и к правительству. То, что представлялось прежде хорошим и
высоким - любовь к отечеству, к своему народу, к своему государству,
служение им в ущерб благу других людей, военные подвиги, - все это
представляется христианину уже не высоким и прекрасным, а, напротив, низким
и дурным. То, что представлялось дурным и позорным: отречение от отечества,
несогласие бороться против так называемых врагов, представляется, напротив,
хорошим и высоким. Если и может христианин в минуту забвения больше желать
успеха своему государству или народу, то не может уже он в спокойную минуту
отдаваться этому суеверию, не может уже участвовать ни в каких тех делах,
которые основаны на различии государств - ни в таможнях и сборах пошлин, ни
в приготовлении снарядов или оружия, ни в какой-либо деятельности для
вооружения, ни в военной службе, ни, тем более, в самой войне с другими
народами.