ТО, ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ СТРАДАНИЯМИ, ЕСТЬ НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЖИЗНИ
Мы называем злом все то, что нарушает благо нашей телесной жизни. А между тем вся жизнь наша есть только постепенное освобождение души от того, что составляет благо тела. И потому для того, кто понимает жизнь такою, какая она действительно есть, нет зла.
Благо для человека переносить несчастья этой земной жизни, ибо это влечет его в священное уединение его сердца, где он находит себя как бы изгнанником из своей родной земли и обязанным не доверяться никаким мирским радостям. Благо для него также встречать противоречия и упреки, когда о нем дурно думают, говорят, хотя бы намерения его были чистыми и поступки правильны, ибо такой образ действий держит его в смирении и является противоядием пустой славе. Благо же это, главным образом, потому, что мы можем беседовать с свидетелем внутри нас, который есть Бог, беседовать тогда, когда нас в миру презирают, не уважают и лишают любви. Фома Кемпийский
Когда Франциск Ассизский под холодным дождем и ветром возвращался с
своим учеником из Перузы в Порционкуль, он говорил своему ученику о том, в
чем надо полагать радость совершенную. Радость совершенная, говорил он, не в
том, чтобы быть восхваляемым людьми за свою добродетель, не в том чтобы
иметь дар исцеления больных, возвращения слуха глухим, зрения слепым, не в
том, чтобы предвидеть и предсказывать будущее, не в том, чтобы постигать
течение звезд и свойства всех растений и животных, и не в том даже, чтобы
привести всех людей к истинной вере. "В чем же радость совершенная?" спросил
ученик. "А в том, - отвечал Франциск, - что вот когда мы придем к монастырю
мокрые, грязные, холодные и голодные и постучим к привратнику и он спросит:
кто вы? и мы скажем, что мы братья его, и он на это скажет нам: лжете, вы -
бродяги. Только шатаетесь по свету, соблазняете людей, крадете милостыню.
Убирайтесь отсюда, не пущу вас. - И вот если тогда мы, окоченелые, холодные,
голодные, со смирением и любовью примем слова эти и скажем себе, что он прав
и что, видно, Бог внушил ему такое обращение с нами, тогда только, тогда мы
познаем радость совершенную".
Только принимай всякий труд и всякую обиду с любовью к тому, кто
накладывает труд и делает обиду, и всякий труд и всякая обида превращаются в
радость. И радость эта совершенная, потому что всякая другая радость может
быть уничтожена, эта же радость ничем не может быть уничтожена, потому что
она всегда в нашей власти.
Если бы какое-нибудь божество предложило нам, людям, совершенно убрать
из нашей жизни всякую горесть со всеми поводами к ней, то на первый раз мы
впали бы, наверное, в великое искушение принять предложение. Когда давит
тяжелая работа и нужда, когда боль свербит, когда тревога сжимает сердце, то
чувство у нас такое, что не может быть ничего лучше жизни без труда, в
покое, обеспеченности, достатке и мире. Но я думаю, что, испытавши такую
жизнь, мы скоро бы попросили это божество вернуть нам нашу прежнюю жизнь со
всеми ее трудами, нуждой, горестями и опасениями. Жизнь совершенно без
горестей и страхов скоро показалась бы нам не только не интересной, но и
несносной. Ведь вместе с причинами горестей из жизни исчезли бы и все
опасности и препятствия и неудачи, а с ними и напряжение сил, и рвение, и
возбуждение от риска, и напряжение в борьбе, и ликование при победе.
Осталось бы только беспрепятственное исполнение замысла, удача без
противодействия. Нам скоро надоело бы это, как игра, в которой мы наперед
знаем, что всякий раз выиграем.
Фр. Паульсен