О САМОСТОЯТЕЛЬНОМ МЫШЛЕНИИ
Каждый человек может и должен пользоваться всем тем, что выработал совокупный разум человечества, но вместе с тем должен своим разумом проверять данные, выработанные всем человечеством.
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памяти.
Только когда мы совсем забудем то, чему учились, мы начинаем истинно познавать. Я ни на волос не приближусь к познанию предмета до тех пор, пока буду смотреть на предмет так, как научили меня смотреть. Чтобы познать предмет, я должен подойти к нему, как к чему-то совершенно неизвестному. Торо
От учителя мы ждем, что он сделает из своего слушателя сначала
рассудительного человека, затем разумного и, наконец, ученого.
Такой прием имеет ту выгоду, что если ученик и не достигнет никогда
последней ступени, как это обыкновенно и бывает в действительности, он
все-таки выиграет от обучения и станет более опытным и умным, если не для
школы, то для жизни.
Если же этот прием вывернуть наизнанку, тогда ученики схватывают что-то
вроде разума, прежде чем в них выработается рассудок, и выносят из обучения
заимствованную науку, которая только как бы приклеена, но не срослась с
ними, причем их духовные способности остаются такими же бесплодными, как и
раньше, но в то же время сильно испорченные воображаемой ученостью. В этом
причина, почему мы нередко встречаем ученых (вернее, обученных людей),
которые обнаруживают очень мало рассудка, и почему из академий выходит в
жизнь больше нелепых голов, чем из какого-нибудь другого общественного
класса.
Кант
Наука не в школах. В школах - чопорное тупоумие невежд. Наука в книгах
и в личном самостоятельном труде над приобретением знаний из книг и из
жизни, а не из школы, где никогда со времени изобретения книгопечатания не
оставалось из науки ничего, кроме плесени.
Характер школьного преподавания - сухое, тупоумное педантство. Это
почти неизбежно так по самой сущности дела. Кому не надоест 10-20 лет
толковать год за год все одно и то же? Учитель, профессор почти всегда
занимается своим делом с отвращением и, для облегчения своей тоски, заменяет
науку простой формалистикой. А вдобавок обыкновенно и глупеет от глупой
скучности своего ремесла.
Н.Г. Чернышевский
Во всех сословиях встречаются люди с умственным превосходством, хотя
часто без всякой учености. Натуральный ум может заменить почти всякую
степень образования, но никакое образование не заменит натурального ума,
хотя и имеет перед таким человеком преимущество богатства знания случаев и
фактов (сведения исторические) и определение причинности (естественные
науки) - все в правильном, легком обозрении; но он от этого не обладает
более правильным и глубоким взглядом на настоящую сущность всех этих
событий, случаев и причинностей. Неученый, со своей проницательностью и
быстрым взглядом на все, сумеет обойтись без этих богатств. Один случай из
его опыта научит его большему, чем какого-нибудь ученого тысячи случаев,
которые он знает, но хорошенько не понимает, потому что малое знание того
неученого - живое.
Напротив того, многие знания обыкновенных ученых мертвы, так как они
состоят если не совсем в пустых словах, то часто только в отвлеченных
понятиях, которые получают свое значение только по мере разумности и высоты
понимания вопроса, свойственного рассуждающему. Если же понимание это очень
скудное, то рассуждениям такого рода свойственно, как банку, ассигнации
которого в десять раз превышают наличный фонд, прийти под конец к
банкротству.
Шопенгауэр
Я люблю мужиков: они недостаточно учены, чтобы рассуждать превратно. Монтескье
Как много ненужного чтения могли бы мы избегнуть при самостоятельном
мышлении!
Разве чтение и учение одно и то же? Кто-то не без основания утверждал,
что книгопечатание если и способствовало более широкому распространению
учености, то в ущерб ее качеству и содержанию. Слишком много читать вредно
для мышления. Величайшие мыслители, встречавшиеся мне среди ученых, которых
я изучал, были как раз наименее начитанными.
Если бы людей учили, как они должны мыслить, а не только тому, что они
должны мыслить, - недоразумение было бы предотвращено.
Лихтенберг